Город, затерявшийся в веках
Как декорации становятся музеем?
История всегда привлекала внимание режиссеров. Не удивительно, что существует так много самых разных фильмов, посвященных событиям прошлых веков. Конечно, огромную роль в таком кино играют декорации. Если они достаточно реалистичны, то у режиссеров появляются шансы на определенный успех. Но что бывает с этими «игрушечными» городами, когда съемки завершаются? Удивительно, но эти реконструкции иногда могут превратиться в огромный музейный комплекс. Так произошло с декорациями города Сарай-Бату к фильму Андрея Прошкина «Орда».
Построены они были неподалеку от того места, где находилась настоящая столица Золотой Орды. Известно, что город стоял на высоком обрыве около реки Ахтубы на территории современной Астраханской области. Но со временем рельеф местности изменился, и там, где был настоящий Сарай-Бату, обрыва не оказалось. Кроме того, сейчас там проводятся раскопки. Поэтому декорации поставили неподалеку от села Селитренное, где есть подходящий природный ландшафт.
Вот какой вид открывается на реку Ахтубу с обрыва
Все здания музея построены в натуральную величину. Однако сам город был гораздо больше – здесь представлены лишь основные фрагменты всех его районов.
Экскурсовод Сергей Фролов рассказывает, что столица была основана ханом Бату (Батыем), о набегах которого знает каждый школьник. После покорения Венгрии и Польши хан развернул свои войска обратно. Когда он пришел в Астраханскую землю, то решил построить здесь дворец, который затем ласково называл «золотой домик». Оглядев место строительства своего дворца, хан сказал: «Нигде нет воздуха чище этого, травы зеленее этой, воды слаще этой – здесь будем жить». И, начиная с 1250 года, вокруг дворца хана начинает строиться столица огромной монгольской империи – город Сарай (в переводе с монгольского – дворец).
Население Сарай-Бату в древности составляло около 75 тысяч человек. Площадь каменного города была 10 квадратных километров. Большая его часть, а именно 26 квадратных километров, состояла из ремесленных кварталов, построенных из глины.
В древнем городе было 88 улиц, которые соединялись в одном месте – на Дворцовой площади. Здесь можно увидеть входы в подземные жилища рабов, похожие на собачьи будки. В древности на этом месте находился невольничий рынок.
У центральных ворот ханского дворца можно увидеть два огромных сосуда с ветками. Техника безопасности не позволяет воссоздать их такими, какими они были в древности – тогда эти ветки горели, и около главного входа возвышалось два больших костра. Все, кто хотел попасть во дворец, проходили у входа обряд очищения огнем, сохранившийся еще со времен шаманизма. За этим кострами стояла золотая статуя Чингисхана, после поклона которой люди попадали во дворец. В фильме «Орда» показана эта церемония. Оказывается, пройти между двумя горящими кострами было не так просто: при этом можно было получить серьезные ожоги.
На центральной площади также можно увидеть три основных здания, которые были во всех восточных городах. Это прачечная, мечеть и баня. Строились они по мусульманскому закону всегда рядом: к Богу нужно было являться чистым духом, телом и платьем.
Самыми высокими зданиями в городе были башни минаретов – непременные атрибуты всех мечетей. Использовали их и в качестве смотровых площадок, чтобы заранее видеть надвигающегося врага.
Бани в древности строились определенным образом: вырывался глубокий котлован, в который ставились печи, а сверху накладывались мраморные плиты. Помещение отапливалось равномерно, пол всегда был сухим и теплым. Печи топились навозом, который собирали и складывали на заднем дворе. Бани работали круглосуточно и без выходных. В фильме «Орда» им уделяется значительная роль. Режиссер стремился показать, каким тяжким был невольничий труд в подсобных помещениях. Там было очень жарко, рабы постоянно носили навоз. Как сказал один из героев, «Люди не могли выдержать такой работы более трех недель и умирали от обезвоживания».
Сарай-Бату был одним из немногих городов XIII века, в котором присутствовали водопровод и канализация. При вращении колеса сосуды, привязанные к нему, черпают воду из нижней емкости и переливают в верхнюю. Подобных емкостей было очень много, с их помощью воду из реки поднимали в город. Она скапливалась в больших резервуарах и поступала по трубам в дома. Правда, у богатых жителей Сарай-Бату были большие подвалы, куда зимой свозился снег. Вода, добытая таким образом, была более чистой.
В столице Золотой орды было несколько мавзолеев. Конечно, хоронили здесь не простых граждан, а каких-либо уважаемых государственных деятелей. Впоследствии, люди поклонялись этим могилам, как святым.
«Глиняные» кварталы делилась на районы по видам ремесел: кузнецы жили с кузнецами, гончары – с гончарами, кожевенники – с кожевенниками. Но так было не везде. Как и в любом мусульманском городе, в Сарай-Бату были крытые кварталы. Здесь располагались «предки» европейских мануфактур – все ремесленники работали вместе, как конвейер. Один резал барана, другой снимал кожу, третий обрабатывал ее, а четвертый шил сапоги.
Очень необычно выглядят крыши пекарен, из которых торчат деревянные колья. Если приглядеться, то подобные конструкции есть практически в каждом здании. Их сооружали специально, чтобы впоследствии использовать как строительные леса для проведения ремонта. В пекарнях же постоянно была высокая температура, глина разрушалась, поэтому ремонт требовался довольно часто.
Среди декораций можно увидеть пушку, сделанную по древнему образцу. Формой она напоминает кувшин. В ней есть отверстие, которое сразу служило и для засыпания пороха, и для запала. Порох, как и многие другие товары, монголо-татары привозили из Китая.
Во многих восточных сказках и легендах действие происходит на базаре. Такая рыночная площадь есть и в музее. Здесь, без преувеличения, можно было встретить товары из любой точки мира. Дело в том, что Сарай-Бату стоял на перекрестье двух торговых путей: «шелковый» путь шел из Европы в Китай, а другой проходил по Волге.

На рыночной площади стояли дома самых зажиточных купцов. На первом этаже находились торговые лавки, а на втором – жилые помещения.
Центральная башня – это караван-сарай, древняя монголо-татарская гостиница. Строилась и содержалась она за счет казны и охранялась монгольскими воинами, потому что государство получало большой доход от торговли. В городе существовали и гостиные дворы. Здесь останавливались все люди, приехавшие в город по своим делам. И, конечно, за жилье им приходилось платить.
Удивительно, но некоторые улицы древнего города напоминают современные торговые центры. И сходство это было не только внешним: все помещения этих улиц сдавались в аренду приезжим купцам. Доход от аренды также шел в ханскую казну.
Несмотря на то, что город реконструирован, отдельные элементы в нем построены из древнего кирпича, привезенного с раскопок настоящей столицы Золотой Орды. Ему уже почти тысяча лет, а он остается прочным и пригодным для строительства. В основании современного Астраханского кремля также лежит этот кирпич.
Бродить по «древнему» городу можно довольно долго. Но все равно постоянно будешь видеть что-то новое. Здесь каждый уголок пропитан духом истории. Создается впечатление, что это настоящий Сарай-Бату, просто покинутый всеми жителями, затерявшийся в веках, но не растаявший абсолютно, как мираж в пустыне.
Made on
Tilda