Разные храмы – сходные судьбы
Что общего может быть у хурула, мечети и православной церкви?
Издавна представители разных религиозных конфессий конфликтовали друг с другом. И до сих пор подобные столкновения периодически случаются. Неужели за столь долгий срок люди не могли прийти к согласию? Оказывается, это возможно. Примером тому служит Астраханская область – один из самых многонациональных регионов России. Тут проживают представители разных религий. И, конечно, здесь есть множество храмов с уникальной архитектурой и историей.
Хошеутовский хурул
Хошеутовский хурул – это буддистский храм в селе Речное Харабалинского района, построенный еще в XIX веке. Он является единственным частично сохранившимся калмыцким хурулом дореволюционного времени. Недаром его считают памятником федерального значения.

Хурул был построен в русском и монголо-тибетском стиле и состоял из главного каменного храма (сюмэ) и двух часовен (цаца), объединенных колоннадой. Хошеутовский хурул стал символом единства калмыцкого и русского народов, сочетая в себе православно-храмовую и буддийскую архитектуру.

Оказывается, это произошло не случайно, а напрямую связано с историей создания хурула. Основателем храма был Сербеджаб Тюмень из калмыцкого княжеского рода хошутов. Он построил хурул в 1818 как памятник в честь победы в войне 1812 года, в которой принимал участие.

Однажды побывав в Петербурге, будущий основатель храма увидел православный Казанский собор. Он настолько поразился красотой колоннад, напоминающих тетиву натянутого лука, что решил: в его храме должно быть что-то подобное. К сожалению, эти колоннады не сохранились до наших дней, зато сам хурул сейчас полностью восстановлен. Он сильно пострадал в советское время, так как в нем располагались то детский сад, то школа, то зернохранилище. Колонные галереи были разобраны в 60-е годы для строительства коровника.
В конце 80-х в СССР снова возникает интерес к религии, и уже тогда готовится проект по реставрации хурула. Однако работы по восстановлению начались только в 2004 году после передачи храма местной буддистской общине. Сейчас Хошеутовский хурул посещают ее представители. Община небольшая – около 60 человек, в основном в нее входят калмыки.
Мечеть в Красноярском районе
Несмотря на то, что мечеть в селе Красный Яр называют татарской, сюда для молитвы приходят все местные мусульмане. Название появилось просто: первый имам здесь был татарином.
Новый имам Рамазан рассказал об устройстве этого прекрасного храма. Здесь есть два этажа – на первом молятся мужчины, на втором – женщины. Весь пол в мечети покрыт зелеными коврами. Обстановка успокаивает и располагает для молитвы.

Для посещения мечети есть свои правила. Все женщины обязательно должны покрывать головы. В мусульманский храм нельзя входить с обутыми ногами. Отсюда и пошла на Руси традиция – разуваться при входе в дом. Принесли ее в наши земли еще монголо-татары, которые исповедовали ислам.
Кроме того, тут же находится небольшой класс, где все желающие изучают арабский язык и Коран
На стенах здесь можно увидеть изречения из этой священной книги.
Здание мечети заслуживает отдельного рассказа. Храм на этом месте существовал еще до революции. Во времена СССР здесь находился военный госпиталь, универмаг, складские помещения. Здание настолько пришло в запустение, что 2000-х его восстанавливали с нуля.
Кому-то покажется странным, но имам Рамазан считает своим хорошим другом священника местной православной церкви. Они очень часто общаются, и не только на религиозные темы.
Православный Христорождественский монастырь
Женский монастырь Рождества Христова находится здесь же, в Красном Яре, почти через дорогу от мечети. И он тоже уникален. Это первый православный монастырь, открывшийся в Астраханской области после 1917 года - в 2010. Поэтому он стал символом возрождения православия для местных жителей.
Игуменья Августина рассказала о причинах основания монастыря в Красноярском районе. Оказывается, раньше через эту местность перевозили наркотики. Чтобы бороться с этим не только силами закона, но и с помощью молитвы, было принято решение о строительстве храма.
Сама церковь Рождества Христова была основана в 2002 году на месте старого храма Владимирской иконы Божией Матери. Ее разрушили еще при советской власти.

Священник Алексей Угаров подробно рассказал о храме. Все христианские церкви построены по образцу иудейской, созданной еще при царе Соломоне. Перед входом находится притвор, где совершались ритуальные омовения. В самом храме на стенах можно увидеть множество икон с изображением святых. В православии принято смотреть на икону не как на картину, а как на окно в другой мир. Самой важной частью церкви является алтарь, отделенный от основного храма иконостасом, – сюда могут заходить только священники.
На территории монастыря есть и часовня, названная в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». У нее своя история. Однажды в Красном Яре сильно разлилась река. Люди увидели на воде икону Богородицы, но никак не могли ее вынести на берег. По этому поводу состоялось богослужение, только тогда икону смогли взять и отнести в храм. Но на следующее утро она оказалась на прежнем месте. Тогда было принято решение построить часовню на сваях и именно здесь.
На примере Астраханской области хорошо видно, как представители разных конфессий могут общаться, не конфликтуя, и даже дружить. Да, и у буддистов, и у мусульман, и у христиан религиозные воззрения отличаются, но общечеловеческие ценности остаются неизменными. Ну и проблемы во всех религиях примерно одинаковы. А еще бывает полезно узнать, как много общего в судьбе храмов всех трех, на первый взгляд таких разных, религий.
Made on
Tilda