В древней хакасской деревне
Чем Казановка удивила участников этнографической экспедиции «Теплая Сибирь»
Степи, горы, леса. По бескрайним просторам ходят стада коров и лошадей. Июньское солнце согревает землю. На высоком голубом небе - редкие облака. Хищные птицы рассекают эту синеву своими крыльями. И все это можно назвать одним лишь словом - «Хакасия».
25 молодых блогеров, журналистов, специалистов по межнациональным отношениям и туризму прибыли в Этнографическую экспедицию по Сибири. Основная цель - познакомиться самим и познакомить свою аудиторию с представителями коренных народов этого региона. И вот, чтобы полностью погрузиться в бытовую обстановку древних хакасов, они отправились в деревню Казановка.
Автобус останавливается около живописнейшего места. Здесь стоят береза и лиственница, нижние ветки которых сплошь покрыты разноцветными ленточками. Экскурсовод Леонид Еремин рассказывает об обряде «повязывания чалама»:
- В Хакасии есть места, обладающие сильным энергетическим полем. Чаше всего они находятся на перевалах. Здесь обитают горные духи, к которым можно обратиться за помощью. Для этого на деревьях или специально установленных столбах повязывают разноцветные ленточки. Хотите попросить духов о чем-нибудь?

- Да. Но у нас ленточек нет, - замечают туристы.

- А я знал, поэтому подготовился, - с этими словами Леонид Еремин достал из кармана разноцветные ленты. – Только, смотрите, каждая ленточка имеет определенное значение: белый цвет обозначает чистоту помыслов, красный – символ удачи и солнца, синий – цвет неба и счастливой судьбы, а зеленые обычно повязывают шаманы – он символизирует землю и обладает особой силой. Повязывать ленточки нужно особым образом, создавая петлю, чтобы ветки дерева могли расти. Не забудьте загадать желание!

Дальше, возле деревни под названием Казановка экспедицию встречают женщины в хакасских костюмах. В руках у них национальные блюда – талган и айран. Талган – это сладкие шарики из молотых злаков и сливочного масла, айран – кисломолочный продукт, чем-то напоминающий кефир.
Вместе с Леонидом Ереминым участники Экспедиции отправляются на экскурсию к камню «Ах-тас». Это древний менгир, по преданию исцеляющий от всех болезней. Экскурсовод рассказывает нам легенду:
В древние времена в эти места переселялись люди, во главе со старейшинами Иней и Апсах. И вот супруги, прожившие всю жизнь вместе, поссорились из-за того, где ставить поселение. В самом разгаре ссоры Иней так толкнула Апсах, что тот перелетел через реку Аскиз, опустился на гору и превратился в камень. Иней не вынесла горя и от переживаний тоже окаменела. Чтобы увековечить память своих предков потомки установили на месте их ссоры камень «Ах-тас», что в переводе означает «Белый камень».


До сих пор дедушка Апсах сидит на вершине горы и задумчиво смотрит вдаль
Если обойти камень кругом, то можно увидеть, что верхняя его поверхность в точности повторяет рельеф окрестных гор. Смотришь на восток – камень повторяет контуры одной горы, подходишь с другой стороны – видишь то же самое, только гора уже напротив другая. Вот на что были способны древние мастера!
В Казановке есть еще одно интересное место. Здесь лежат камни с древними петроглифами - наскальными рисунками, сделанными рукою древнего человека. Леонид Еремин взял лист бумаги, приложил к камню и потер его пучком травы. На листе стал проявляться силуэт чаши. Но не все петроглифы можно так просто скопировать – многие из них выходят за масштабы листа распространенного формата А4. Например, здесь есть камень с изображением оленихи, кормящей своего детеныша. Древние хакасы занимались охотой, поэтому, изображая свою добычу, они верили, что после смерти душа животного сохраняется и переходит в новорожденного олененка.
Ирисы в Хакасии растут практически везде. Эти скромные сиреневые цветочки по праву можно считать символом республики
Долгие прогулки по окрестностям деревни завершаются. Во время ужина туристам предлагают попробовать национальную хакасскую кухню. Чего здесь только не было: баранина, залитая бульоном, овощной салат, кровяная колбаса, каша из жареной сметаны, черемша и, конечно, талган. Все съесть – невозможно, но попробовать – стоит!
Вечером участники экспедиции удобно устроились в одной из юрт. Экскурсовод Елена Кыржинакова рассказала:
В древние времена ал (поселение) представляло собой несколько юрт, в каждой из которых жила семья. Один ал населяли только представители одного рода, соответственно, все его жители были родственниками. Юрты в те времена строились без фундамента: просто снимался верхний пласт земли и стелили бересту. Стены юрты изготавливали из лиственницы, а затем из сосны. При их строительстве люди не использовали ни одного гвоздя. Крышу покрывали берестой, которую предварительно очень долго варили под закрытыми крышками в казанах. Укрепляли ее с помощью длинных жердей и привязывали веревками.
В юрте могло быть от шести до четырнадцати углов, чем их было больше – тем богаче считалась семья. А богатство зависело от того, сколько скота она имела. Двери устанавливались строго с восточной стороны. Во-первых, в целях практичности: в этих местах преобладают западные ветра. Во- вторых, предки хакасов почитали культ солнца, вставали по нему и, выходя утром из юрты, обращались со своими просьбами.
В центре юрты всегда стоял очаг, в котором жила богиня огня. После того, как гость входил в юрту он в первую очередь кланялся ей, а после хозяевам.
Юрта была строго разделена на две половины: женскую и мужскую. На женской половине находились полки с посудой и разная домашняя утварь, а на мужской – рабочие инструменты и охотничье снаряжение. Кроме того, в юрте были и свои сферы влияния того или иного теса (от хакасского – «корень, сущность, первооснова»), которые служили в первую очередь для защиты определенного пространства от злых духов, а людей - от болезней. Семья обращалась к шаману, который проводил обряд «оживления теса». С тесом советовались, когда ходили на охоту или болел ребенок. В этот момент духи посылали знаки о том, как нужно поступить. Над входом вешался тес в форме медвежьей лапы. Считалось, что если плохой человек войдет в юрту, то он обязательно упадет.




В юрте была только одна богато украшенная кровать с войлочным матрасом, на которой спали муж и жена, причем детям запрещалось даже садиться на нее. Сами дети спали на полу вокруг очага.

Древние хакасы вели полукочевой образ жизни. За лето земля нагревалась, на ней ставили юрту и поддерживали тепло с помощью очага до самой весны. После того, как хакасы стали вести оседлый образ жизни, понадобилась другая система отопления. В юртах были установлены небольшие печки. Точно такие же есть сейчас в деревне.



Много интересных традиций у хакасов связано со свадьбой. Нередко молодых девушек похищали из их алов женихи. До замужества у девушки на голове было заплетено множество косичек. Когда невеста приезжала в дом к жениху, жены его старших братьев проводили обряд состой - расплетали ей все косы и заплетали две. Считалось, что чем туже заплетена коса, тем крепче будет семья.
Тем временем отец девушки отправлялся в погоню, и чем больше с ним ехало всадников, тем больше должен заплатить жених за свою избранницу.

После экскурсии туристам выпала возможность пострелять по бутылкам из настоящего лука. Как оказалось в цель попасть не так просто. Если представить, что древние охотники делали это на ходу, то остается только поражаться их мастерству.

На утро участники экспедиции отправились на мастер-класс по изготовлению талгана. Никаких особых хитростей в этом нет: нужно добавить молотое зерно в растопленное сливочное масло, по вкусу можно положить сахар, какао или черемуху, а потом сформировать всю эту смесь в небольшие, аккуратные шарики. На основе этого зерна делают каши, иногда просто перемешивают с водой. Такой продукт получается низкокалорийным и очень полезным.
В заключение Леонид Еремин привел туристов к скале, на которой были изображены петроглифы. На этот раз мы сами попробовали перекопировать их с помощью листа бумаги и пучка травы. Минута – и на белой поверхности проявляется силуэт коровы, лося или оленя.
Мы покинули залитую утренним солнцем Казановку. Впереди нас ждал другой музей-заповедник с чайной церемонией, еще одной экскурсией по юрте и каменной женщиной – Хуртуях Тас... Но это уже другая история.
Made on
Tilda